top of page

ТЕЗИСЫ И ДОКЛАДЫ

Светская и церковная аддиктология: возможен ли союз?

  • Левинтович
  • 19 мая 2017 г.
  • 3 мин. чтения

Иеромонах Иринарх (Левинтович), канд. физ.-мат. наук, настоятель Архангельского подворья Казанского мужского монастыря (г. Шуя, Ивановской области, Россия,)


Автор для корреспонденции: Иеромонах Иринарх (Левинтович); e-mail: irinarhangel@mail.ru


Secular and church addiction: is it possible to have an alliance?


Irinarh (Levintovich)


Archangel Podvorye of the Kazan Monastery, Shuya, Russia


For correspondence: Irinarkh (Levintovich); e-mail: irinarhangel@mail.ru


В докладе показаны принципиальные отличия светского и церковного подходов к пониманию природы аддиктивных расстройств.

В историческом аспекте светская аддиктология сначала признавала алкоголизм и наркоманию обычным физиологическим заболеванием («химической болезнью»), затем сместила основное внимание на психическую и психосоциальную деятельность человека, практически не уделяя внимания духовным факторам.

Церковная аддиктология основана на святоотеческом понимании аддикции любого происхождения как греховной страсти, т. е. духовного заболевания, которое вызывается нечистым духом, специализирующимся на этой страсти. По аскетическому учению, центр тяжести такого заболевания лежит всегда в области духа, независимо от того, телесная это страсть (алкоголизм, наркомания, блуд и проч.), или душевная (игромания, компьютерная зависимость и др.). Учет духовных факторов позволяет осознать многие особенности зависимого поведения, проявляющиеся в телесной и душевной сферах.

С точки зрения методологии, светская и церковная науки находятся в непреодолимом конфликте. Если церковная наука может пользоваться всеми достижениями светской науки, то обратное невозможно, т.к. «использование в научной работе религиозных установок и догм» автоматически переводит ее в разряд псевдонаучной. Эта установка происходит из глубоко ошибочного предубеждения, что «религия основана на вере, а наука – на знаниях». Церковная наука, действительно, основана на вере в Единого Бога – Творца, что является принципиальным основанием существования любой науки, изучающей законы этого мира, ибо закона не бывает без законодателя. Наиболее важные постулаты веры имеют статус догматов, т. е. непререкаемых истин. К ним относятся постулаты о том, что мир сотворен и управляется Богом (в том числе, через установленные Им законы природы), что кроме материального существует мир духовный, состоящий из свободных и разумных существ – добрых и злых духов, что душа человека является живой бестелесной сущностью, обладающей умом и разумом, чувством и волей, свободой и действует во внешнем мире при помощи телесных органов.

Сравним эти догматы с глубинными основами светской науки. Главный ее постулат: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи…» (В.И.Ленин), – предполагает, что эта самая материя, задав сама себе законы своего существования и организовавшись никому не ведомым образом, породила окружающий нас мир, включая человека. Очевидно, что эти утверждения являются не научными фактами, а исключительно предметами веры, причем явно противоречащей многим известным науке законам и фактам. Несмотря на это, эти утверждения не подвергаются никакому сомнению и не подлежат обсуждению. Следовательно, они имеют статус догматов. Таким образом, и светский, и церковный подходы основаны на системах постулатов, которые имеют статус догматических утверждений, с той разницей, что церковные догматы известны нам из Божественного откровения, а основополагающие положения научных знаний, придуманы классиками марксизма-ленинизма.

Светская наука исходит из того, что души у человека нет, а есть только рефлексия мозга, которая определяется происходящими в нем физико-химическими процессами. Это означает, что теоретическая концепция современной аддиктологии не выходит за рамки исключительно физиологического подхода. В этом заключена главная причина того, что многие несомненные достижения практической аддиктологии до настоящего времени не имеют ясного теоретического обоснования, а эффективность фармакологических средств без подкрепления их психотерапевтическими процедурами крайне низка. Однако гипносуггестивные методики психотерапии не удовлетворяют критерию научности.

Отрицая существование Бога, человеческой души и духовного мира, светская аддиктология утеряла самые главные факторы, определяющие возникновение и формирование химических и нехимических зависимостей. Назрело время для создания такого научного сообщества, которое откажется от ничем не обоснованных и внутренне противоречивых основ современной науки и будет строить свое здание науки на прочном фундаменте божественного откровения, а не на шатком основании ложных посылок гордого человеческого ума.

Comments


125445, Москва, ст. метро Речной вокзал, ул. Беломорская, д.19/38,

учебно-лабораторный комплекс РМАНПО

© 2017 by Russian Medical Academy of Continuing Medical Education.

Web Interregional social movement supporting Family Sobriety Clubs

bottom of page